Температура воды    
Информер температуры воды
Информер температуры воды
Информер температуры воды
 
Курс доллара
Средний
НБУ
Приват
Проминвест
Аваль
Ощадбанк
Конвертер
 

Инженер Николай Максимович.

Проектированием и строительством большинства зданий в старом Киеве занимались воспитанники двух специализированных вузов: Императорской Академии художеств в Петербурге и Петербургского института гражданских инженеров.
Но по тогдашнему законодательству право на проведение строительных работ имели и инженеры других квалификаций, и их наследие в Киеве также достаточно убедительно. В частности, яркую память о себе оставил в нашем городе инженер путей сообщения Николай Максимович.
Родился Николай Иванович Максимович в Киеве в марте 1855 года. Он принадлежал к интеллигентной семье. Его отец, Иоанн Петрович Максимович, был профессором Киевской духовной академии, где читал курс Ветхого Завета и древнееврейского языка. Он также подготовил «Паломник киевский или Путеводитель по монастырям и церквам Киевским для богомольцев, посещающим святыни Киева» - полезное пособие для паломников, выдержавшее несколько переизданий. Максимовичи были потомками старинного украинского рода, почитали национальные традиции. Еще с детства Николай понимал народную речь, в юношеские годы неоднократно участвовал в любительских украинских спектаклях, даже пел в хоре, которым руководил знаменитый Николай Лысенко.
Николай Максимович закончил Вторую киевскую гимназию, после чего поступил в столичный Институт инженеров путей сообщения. Получив в 1878-м диплом инженера, молодой специалист сразу же вернулся в родной город. Его первым испытанием стала должность младшего прораба в местной округе путей сообщения. С тех пор на четверть века Николай Максимович связал свою судьбу с работами по усовершенствованию русла Днепра. Одаренность и трудолюбие инженера способствовали уверенному продвижению по служебной лестнице: со временем он стал старшим прорабом, инспектором судоходства, начальником работ.
Вместе с тем Николай Иванович попробовал себя как архитектор-строитель. Только он прибыл в Киев, как его сестра Антонина Малышевская поручила ему возведение жилого сооружения на ее участе, на углу современных улиц Терещенковской, 25 и Толстого. Дебют можно признать вполне удачным: двухэтажное (частично трехэтажное) здание, с хорошей отделкой с помощью разнообразной кирпичной кладки, органично вошло в состав окружающей застройки. Правда, сто лет назад оно было достроено на один этаж по проекту инженера Льва Городецкого, но это не испортило общего вида сооружения.
В 1882-83 годах молодой инженер Максимович принял участие в осуществлении выдающегося благотворительного проекта: устройство по инициативе местного отделения Мариинского попечительства о слепых специального убежища со школой для слепых детей. На средства филантропов Николай Иванович построил двухэтажное здание на углу ул. Институтской и Крепостного переулка. Кроме жилых помещений и учебных комнат, здесь на втором этаже расположилась домовая церковь св.Павла. Бескорыстный труд строителя был достойно отмечен. В марте 1884 года Максимович получил свой первый орден - крестик св.Станислава III степени. Впоследствии ему пришлось еще раз послужить доброму делу: в 1890-х годах произошло расширение школы-приюта с надстройкой третьего этажа. И снова, в апреле 1895-го, Николай Иванович Максимович получил орден «по засвидетельствовании Киевского отделения попечительства о слепых о полезной и безукоризненной деятельности его в качестве члена Совета и значительных безвозмездных трудах при производстве построек при Киевском училище слепых» - на этот раз «Станислава на шею» (II степени). Возведенное им сооружение сохранилось до сих пор. В советское время на нем надстроили четвертый этаж, церковь ликвидировали. Сейчас его занимает совет спортивного общества «Динамо».
Сестра инженера Антонина снова «потревожила» брата в 1886 году. Непосредственно перед этим она получила подарок от матери - Марфы Васильевны Максимович, которой принадлежала усадьба в Гимназическом переулке с небольшим домом (теперь здание по ул. Леонтовича, 6). Незастроенную часть своего участка мать отдала дочери. Антонина Ивановна заказала технику Андрею Крауссу проект двухэтажного особняка в классическом стиле (сейчас - ул. Леонтовича, 4), а Николай Максимович стал ответственным исполнителем строительных работ. В особняке предусматривались жилые и служебные помещения,- со стороны двора веранда для отдыха. В 1935 году здание было надстроено еще одним этажом, но архитектурный вид при этом остался достаточно выразительным. Сейчас уже отмечена его историческая ценность. Ведь здесь в последние годы жизни жил муж Антонины Ивановны - Иван Игнатьевич Малышевский (1828-1897), выдающийся ученый, профессор Киевской духовной академии по курсу русской церковной истории. Он напечатал ряд исследований в журналах «Труды Киевской духовной академии», «Киевские епархиальные ведомости», издал несколько отдельных книг - в частности, популярное жизнеописание святого князя Владимира. Профессор Малышевский в значительной степени способствовал успешному завершению строительства Владимирского собора, был его первым старостой и даже умер, по преданию, в результате простуды, которую подхватил в соборе.
Заботясь о сестре Николай Иванович не забыл и о себе. В 1888 году он построил по своему проекту собственный двухэтажный дом по нынешней ул. Б.Хмельницкого, 46. Отделка асимметричного фасада обозначена пластичностью и хорошим вкусом. Последующие владельцы застроили усадьбу массивными флигелями, но главенствующее здание осталось практически в первоначальном виде (сейчас его преобразовали в офисное помещение). Здесь инженер Николай Максимович вместе с женой Марией - дочерью известного предпринимателя и биржевика Николая Хрякова - жил в течение наиболее плодотворного периода своей киевской деятельности.
Кульминацией этой деятельности оказалось проектирование и сооружение огромной гавани в Оболонском заливе. Проектно-изыскательские работы велись в 1895-97 годах, строительство продолжалось до 1899 года. Дно старого заиленного залива было значительно углублено, берега подсыпаны и укреплены. Это было выдающееся событие: ведь город, который переживал экономический подъем, буквально задыхался без приличного речного порта. Длина новой гавани достигла почти двух километров. Её торжественно именовали в честь императора Николая II, даже отметили путь к ней особым обелиском (не сохранился). Строительство велось на городские средства под руководством соответствующей комиссии, возглавляемой мэром Василием Проценко. Надо отметить, что в строительстве гавани, как и во многих других проектах подобного масштаба, не обошлось без злоупотреблений со стороны отдельных «отцов города», и это потом вызвало многочисленные критические выступления. Но Максимович как проектировщик остался на высоте. Его гавань, реконструированная в советское время, до сих пор остается важной составной частью Киевского речного порта.
Практической работе в гавани предшествовали тщательные обследования и исследования, которые также вел Николай Максимович. Он всесторонне изучил водный режим Днепра и его притоков. Результаты исследований были отражены в многочисленных публикациях, главная из которых - двухтомное иллюстрированное издание «Днепр и его бассейн» (Киев, 1901 г.). Достижения Максимовича в гидрологии получили без преувеличения мировое признание. В 1894 году он сделал на Международном судоходном конгрессе в Гааге доклад на французском языке о своих наблюдениях. В 1900-м на Всемирной выставке в Париже демонстрировались его материалы относительно режима Днепра возле Киева, и за эту экспозицию киевский инженер Максимович получил от жюри выставки золотую медаль. Умение изложить свои мысли и находки на бумаге сочеталось у Максимовича с педагогическим талантом. В 1899 году совет Киевского политехнического института пригласил его преподавать курс внутренних водных сообщений, через год он был утвержден исполняющим обязанности профессора КПИ на кафедре строительного искусства.
Кроме важных служебных обязанностей, Николай Иванович находил время для своего любимого увлечения, также связанного с Днепром. Он принял активное участие в создании яхт-клуба на Трухановом острове, основанного в 1887 году. Впоследствии киевские яхтсмены признали инженера Мэксимовича своим командором. Яхт-клуб, по словам Николая Ивановича, «положил начало правильной конструкции прогулочных гребных и парусных шлюпок и гоночных судов на Днепре». Он имел в своём распоряжении причал, мастерские, сад, несколько зданий (одно из которых в 1895-м подарил новоизбранный командор Максимович).

В 1898 году в честь открытия яхт-клуба Труханов остров посетил император Николай ІІ.
Фото с сайта www.oldkyiv.org.ua
Николай Максимович жил в Киеве до 1902 года. Но потом ему пришлось оставить наш город, потому что он получил назначения на высокие должности - сначала начальника Варшавского округа путей сообщения, далее члена инженерного совета и управляющего внутренними водными путями в Центральном управлении министерства путей сообщения. Только в 1919 году он снова вернулся в Киев. Поселился Николай Иванович в бывшем доме его матери на Леонтовича, 6. Конечно, неутомимый инженер не мог существовать без труда, поэтому его опытом и знаниями пользовались различные советские хозяйственные структуры. Украинская Академия наук избрала Максимовича председателем гидрологической секции. Вместе с тем он восстановил преподавания в КПИ, а с 1922 года был также профессором Киевского института народного хозяйства (КИНХ). В любой своей деятельности он оставался добросовестным специалистом, настоящим профессионалом. Это иногда было трудно совместить с системой кампанейщины, присущей советскому строю. В частности, Николай Максимович оказался неожиданным противником немедленной «украинизации» учебных заведений, которую кое-где проводили в 1920-х годах чисто формально, не думая о глубоком смысле. В своем письме в канцелярию КИНХ профессор написал: «Я с детства хорошо владею народным разговорным украинским языком, но научной и технической терминологии по-украински не знаю, ибо таковой нет и ее нужно еще сочинить. Это обстоятельство затрудняет возможность изложения лекций на украинском языке». Такую позицию обусловила не враждебность к украинцам (абсурдное предположение относительно человека, который увлекался украинской культурой в годы официальных гонений на нее), а исключительная ответственность за качественное выполнение порученного дела.
Умер Николай Иванович Максимович в марте 1928 года не дожив нескольких недель до 50-летнего юбилея своей плодотворной инженерно-научной и строительной деятельности.


09-09-2013

Обсудить с читателями 


Читайте также:





Другие рубрики сайта:

    - Архитектурная мозаика
    - Книжная полка
    - Лента закона
    - Стоит задуматься
    - Удивительное рядом
    - Улыбнемся



 

 
 
 
 
 
Охтень Татьяна Леонидовна

 Частный нотариус
 Свидетельство № 5332

 01034, г.Киев, ул. О.Гончара, 40

Время работы:
  Пн.- Пт. с 10-00 до 17-00;
  Сб.,Вс.- по договоренности.

  Тел.:
     044 235-20-35
     050 331-66-81
     093 288-02-07

  E-mail:tatokhten@rambler.ru
 
 
Оценка недвижимости
 
  Гоцманюк Александр
  Александрович
 
  Свидетельство
  МФ №6587 от 13.12.2008 г.

  Тел.:
     044 278-10-18
     093 538-28-58

 

Как найти правильного агента по продаже недвижимости для продажи Вашего дома. После того, как Вы решили продать свою недвижимость. Вам нужно доверить управление продажи агенту который будет работать в Ваших интересах. Мы научим Вас, как найти надежного агента для решения такой важной...  подробнее 06.12.2017 10:47
 
Закон жилищно-коммунального крепостничества. Еще одно звено в цепи законов, которая берет в оковы жителей многоквартирных домов. 9 ноября Верховная Рада после второго(!) повторного чтения приняла в целом новую редакцию закона "О жилищно-коммунальных услугах" (№1581-д). В...  подробнее 04.12.2017 16:29
 
Что государство придумало в новом законе о ЖКХ. 9 ноября 2017 года был принят новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах». В отличие от предыдущего, здесь много изменений, касающихся прав и обязанностей потребителей и исполнителя услуг. В нюансах журналистка...  подробнее 27.11.2017 10:01
 
(C) Мастер недвижимости «Янус», 2010